«Риверсайд-Дон»

  Риверсайд-Дон - классический бизнес-центр класса «А» со всей инфраструктурой, находящийся в Ростове-на-Дону. Неоспоримое преимущество этого БЦ - его местоположение, отсюда открывается роскошный вид на донскую перспективу. Это и многое другое внутри поста:




  Попасть сюда можно лишь двумя способами - если вы работаете в этом здании, ну или заказывать свидание на одной из крыш (их несколько) за 5000 рубликов. К сожалению, а может счастью, я далеко не офисный рабочий, а тем более не имею пяти косарей, дабы посидеть часок с любимой на крыше - это можно прокрутить и бесплатно.

  На самый верх Риверсайда пока удавалось забираться лишь нескольким людям, как раз в те времена, когда он ещё строился: не было камер, хорошей охраны, суровой проходной, дверей на электронных карточках... Сейчас это задача довольно-таки сложная, но реальная, если иметь большое желание и чуть-чуть удачи.

макет здания на проходной:



  О всех телепортациях и весёлых схемах попаданию на крышу промолчу и начну свой обзор.

в сторону ж\д вокзала:



  Отсюда открывается замечательный вид на весь центр города, порой кажется, что он на одном уровне, так как здание находится в "низине":



кафедральный собор:



  С другой стороный наш любимый Дон:



  Справа от нас - разводной железнодорожный мост, трёхпролётный арочный двухпутный мост с подъёмной средней частью через реку. Первый мост на этом месте был построен в 1873-1874 годах по проекту Э.М. Зубова, при строительстве Владикавказской железной дороги. Это был одноколейный пятипролётный мост оригинальной конструкции: для пропуска судов средняя ферма поворачивалась на 90°, становясь вдоль реки. Однако проход кораблей через мост был сложен, часто случались столкновения с опорами моста. Поэтому к 1879 году по инициативе Донского гирлового комитета для помощи в проходе была построена специальная спусковая баржа. В течение всей навигации баржа стояла на якорях напротив судоходного пролёта выше по течению, с неё проходящим судам подавали перлиня (морские тросы), и затем с помощью паровой лебёдки аккуратно затягивали судно вверх, либо спускали вниз по течению. Из-за этих неудобств, а также недостаточной пропускной способности однопутного моста, в 1912 году было принято решение строить новый двухпутный мост в 40—50 метрах ниже по течению. Профессором Станиславом Белзецким с участием крупнейшего ученого-мостостроителя профессора Николая Белелюбского и профессора Григория Передерия был спроектирован трёхпролётный мост с вертикально-поднимающейся средней фермой, первый мост подобной конструкции в России. К 1917 году он был возведён и прозван ростовчанами «Американским», поскольку такие мосты строились в Северной Америке начиная с конца XIX века. Старый мост был разобран в 1920-е годы, его конструкции использованы при строительстве железной дороги Сочи - Адлер.

  В первые месяцы войны на месте старого моста был построен временный «литерный» мост. Во время первой оккупации Ростова 21 ноября 1941 года при отступлении Красной Армии южный пролёт Американского моста и литерный мост были подорваны советскими сапёрами. Однако уже 28 ноября Ростов был освобождён, после чего литерный мост был восстановлен. Во время второй оккупации Ростова литерный мост был опять подорван, но впоследствии восстановлен немцами. При освобождении Ростова в феврале 1943 оба моста были практически полностью разрушены. В 1945 году на опорах Американского моста был сооружён временный неразводной мост. В 1949-1952 годах на месте литерного был построен новый мост, использующийся до сих пор:



  Среди деревьев можно заметить Лоцмейстерский пост - первая гражданская радиостанция России. Уникальное здание лоцмейстерского поста (ныне перестроенное), где под руководством изобретателя радиосвязи физика Александра Попова была сооружена первая гражданская радиостанция России, нынче расположено на левом берегу Дона у ростовского железнодорожного моста. Оно было в свое время разобрано и перенесено сюда с острова Перебойный. Лоцмейстерский пост появился на острове Перебойном в начале 1890-х годов при выходе гирла Егурча в Таганрогский залив. Главной задачей его была передача информации капитанам судов об уровне воды в донских гирлах. Для этого здесь был установлен телеграф и мачта, на которой поднимались визуальные знаки с цифрами. Мачта размещалась над центром одноэтажного протяженного строения - на крыше возвышавшейся граненой ротонды. В 1901 году на лоцпост прибыл известный физик профессор Александр Попов, приглашенный Комитетом донских гирл для установки приемно-передающего радиоустройства. Тогда подобные радиостанции уже были установлены им в Петербурге и Кронштадте.

  В городе Александр Степанович провел лишь несколько часов и сразу же отправился на остров Перебойный, где находился лоцмейстерский пост, для того, чтобы лично руководить монтажом и наладкой оборудования. Один из аппаратов был установлен на плавучем гирловом маяке, другой, в здании Лоцмейстерского поста на острове Перебойном. В этом же здании находились правительственная телеграфная станция общего пользования. Таким образом, все сведения, передаваемые беспроволочным телеграфом с плавучего гирлового маяка на Лоцмейстерский пост направились без промедления в Ростов и дальше по обыкновенному телеграфу. Первую радиограмму Александр Степанович передал сам. Для этого он отправился на плавучий маяк и оттуда радировал на о. Перебойный: "Внимание! Всем! Всем! Всем! 27 августа 1901 года. 2-ой час пополудни." 28 августа 1901 года А.С. Попов вернулся в Ростов. Перед отъездом из города он встретился с представителями Гирлового Комитета. В ответ на их благодарность он сказал: "Это я должен быть вам благодарен за внимание к моему детищу. Будем надеяться, что оно не подведет вас".

  В августе 1902 года Александр Попов вновь посетил остров Перебойный. В итоге была налажена четкая радиосвязь между лоцмейстерским постом, плавучим маяком, Ростовским портом и судами, находящимися в плавании по Азовскому морю. Эта гражданская радиостанция работала более десяти лет, а после начала Первой Мировой войны была передана военному ведомству. В конце 1940-х годов разобранное деревянное строение лоцпоста перенесли на левый берег Дона и вновь собрали вблизи ростовского железнодорожного моста, передав водной станции «Динамо». Для лоцпоста на острове Перебойном возвели небольшой каменный домик, который неоднократно перестраивался и на котором сейчас висит памятная доска, посвященная первому в мире радиосеансу:



  Ну и куда же без громадного элеватора:



  Находится он у залива "Ковш". В начале ХХ столетия стала очевидной стесненность Роство-Нахичеванского транспортного узла, где сходились три железные дороги (Владикавказская, Екатерининская и Юго-Восточная) и размещался крупный торговый речной порт. Узел не справлялся с переработкой из года в год возраставших вагонопотоков, особенно в сезон усиленной подвозки хлебных грузов. … Назрела необходимость переустройства путевого развития железнодорожного узла, расширения и усиления самого порта. Однако действующий порт, стесненная территория которого разместилась на узкой прибрежной полосе, ограниченной обрывистым склоном со стороны города, расширять было некуда. Поэтому в 1910 году собрание акционеров общества Владикавказской железной дороги принимает решение ассигновать 2,5 миллиона рублей на сооружение гавани-ковша на левом берегу Дона. Созданное в Ростове Управление работ по постройке гавани возглавил инженер А.П. Соколов. Проектом, одобренным в конце 1911 года Министерством путей сообщения, предусматривалось сооружение гавани-ковша глубиной 14-18 футов, причальной линией первой очереди длиной 200 саженей, железнодорожной сортировочной станции, рассчитанной на подачу к причалам до 300 вагонов в сутки. Размещалась гавань на левом берегу в промежутке между мостами - железнодорожным и гужевым наплавным в створе таганрогского проспекта (ныне Буденновский) с примыканием подъездными путями к станции Заречная.

  Строительные работы начались в июле 1912 года с задержкой намеченного срока на 9 месяцев из-за тяжбы с городской думой Нахичевани-на-Дону по поводу земли и слишком высокого и продолжительного в том году весеннего паводка. Заготовка рельсов, шпал, путевых скреплений камня, лесоматериалов началась сразу же после принятия решения о постройке гавани. В Германии был заказан землесос на заводе Шихау с поставкой в Ростов-на-Дону к сентябрю 1912 года. Забастовки немецких рабочих помешали фирме уложиться в оговоренные сроки, поставка отодвигалась на два месяца. По этой причине было решено доставить землесос сначала в Новороссийск, где он в зимние месяцы использовался на работах по засыпке территории. И только весной был переброшен в Ростов, где с апреля 1913 года начал использоваться на земляных работах в гавани-ковше. В Англии был закуплен 15-тонный паровой самодвижущийся кран. Из Сарепты в Ростов был переправлен по железной дороге один из двух принадлежащих дороге буксирных пароходов. С дорожных складов на стройку доставили три паровых центробежных насоса производительностью 5400 ведер в час, локомобиль и вагон-котел. Для проживания рабочих были приспособлены хлебные амбары, перешедшие в собственность дороги вместе с отведенной землей. Питьевая вода к рабочим баракам доставлялась в бочках на лошадях. Грунт из котлованов и выемок перемещался в насыпи и оградительные валы вагонами, лошадьми и ручными тачками, а с весны 1913 года - и с помощью землесоса.

в наше время:



  После этого мы решили забраться ещё выше - на купол:





  Когда-то это всё было моей мечтой, а сейчас - уже реальность:



  С самой верхней точки вышло лишь несколько кадров, так как вид почти ничем не отличался от самой крыши бизнес центра.

телебашня  - самое высокое сооружение в Ростове (192 метра):



  Ворошиловский мост тем временем всё ещё разбирают, скоро здесь будет новенький:



  Ещё немного центра:



нижние "крыши-площадки" Риверсайда:



  Солнце почти село - пора спускаться обратно:



купол со стороны:



  Уходить без ночных кадров как-то глупо, поэтому решили заныкаться и дождаться темноты.

Дон и кусочек набережной:



ж\д мост:



огни "Ковша", судоремонтного завода и элеватора:



набережная Ростова-на-Дону:





  Немного видов на ночной центр города:







  Наше время подошло к концу, пора сваливать отсюда:



  Любите свой город, особенно с высоты!)



Наша группа Вконтакте: http://vk.com/urbanrostov


Спасибо за экскурс. Скажите, а где можно почерпнуть такую интересную краеведческую информацию, как указанная здесь? Живём рядом с историей, а ничего о ней не знаем, в наш век информационной доступности это недопустимо. Прошу Вас навести на источники знаний по родным краям. Я понимаю, что можно пойти в библиотеку и поискать нужные книги, но времени на это нет, может быть есть информация в интернете?
В первую очередь прибегаю к интернету - банально гугл\википедия. Если не вышло - имею небольшое кол-во книг у себя дома с историей города\области - ищу там. Если и это не помогло - есть электронные запросы на сайте публички, там очень оперативно помогают и дают ответы на нужные вопросы, правда, не во всех случаях.

Крайний случай - идти самому уже в публичку и искать\читать. Порой, помогают люди просто с интернета\нашей группы.
Оказывается, реставрация кафедрального собора (начата в конце прошлого года) ещё не закончена - храм (памятник истории и культуры регионального значения) стоит в лесах, окутан зелёным строительным покрытием, это видно на Ваших фото... Наверное, какие-то серьёзные проблемы - газеты год назад писали, что в соборе трещины несущих конструкций и деформация фундамента из-за проседания грунта...